Как рисуют тени на теле

Если на юмористическом или сатирическом рисунке изображают Луну, ее непременно рисуют с носом, глазами и ртом. Каррика- туристы всегда придают Луне выражение улыбающейся физиономии, изображаемой «анфас» или «в профиль».

Полная Луна, действительно, имеет несколько характерных деталей, которые вызывают сравнение ее диска с круглолицей улыбающейся физиономией. На блестящем залитом Солнцем диске Луны всегда можно различить несколько темноватых пятен разных размеров ( 20), два из которых образуют как бы глаза, одно — нос, а значительно менее ясные пятна образуют нечто в роде рта и щек. Мы сейчас увидим, какие именно пятна изображают эти разнообразные детали лунного диска.

Людям чудились на лунном диске и другие картины, например человеческие фигуры, весы и т. п. Считалось, чго на Луне запечатлены какие-то картины, имеющие «нравоучительный» характер.

Истинная природа лунных пятен была раскрыта около трехсот лет назад после проведения первых телескопических наблюдений. Но еще восемнадцать столетий назад древне-греческий писатель Плутарх, живший между 50 и 120 годами нашей эры, высказал в общем правильный взгляд на лунные пятна.

Как смелы и как решительны эти мысли выдающегося писателя древнего мира! Следуя этим мыслям и надо было вести изучение Луны.

Но господство иных воззрений, принесенных на смену древней культуре реакционной христианской поповщиной, вытеснило мысли такого рода. Луна — «великое светило», «светило небесное». Поэтому ей полагалось быть чистой и совершенной, и с точки зрения защитников религиозных взглядов на мир Луна не могла иметь никаких неровностей, впадин, углублений или пропастей.

В средние века считали ее идеально гладкой и чистой.

Леонардо да-Винчи, как мы помним, также имел совершенно правильную точку зрения, считая Луну подобной Земле. В увлечении этой мыслью, он записывал в своем дневнике следующее;

«То, что светит у Луны, есть вода, подобная воде наших морей и так же разлитая; а то, что не светит, — это острова и суша».

Как бы эти мыслители ни истолковывали, хотя бы ошибочно, пятна на Луне, они исходили из правильной предпосылки, что Луна должна быть похожа на Землю, что это вовсе не небольшой блестящий шар или диск, прикрепленный к твердому небу, как светильник.

Вопрос о природе Луны стал ближе к разрешению после того, как гениальный астроном Николай Коперник, обосновавший в своем бессмертном сочинении «Об обращениях небесных кругов» (1543 г.) новое научное мировоззрение, показал, что Земля является одной из планет и, следовательно, небесным телом, как и другие. Тем самым природа небесных тел становилась проще и понятнее.

Великий последователь коперникова учения и его пламенный защитник Галилео Галилей (1564 — 1642), положил конец сомнениям относительно строения лунной поверхности.

Галилей был профессором Падуанского университета, принадлежавшего в то время Венецианской республике.

В августе 1609 г. до Галилея дошли слухи, что какой-то голландец изобрел «удивительный инструмент»: этот инструмент будто бы позволял свободно видеть очень далекие предметы.

Это очень заинтересовало Галилея, и он решил сделать и себе такой же инструмент. Он, повидимому, знал, что инструмент, изобретенный голландцем, есть труба со стеклами. Поэтому он тоже накупил себе разных стекол; комбинируя их одно с другим, он и устроил, наконец, такую трубу, что в нее, как и в голландскую трубу, можно было видеть далеко находящиеся предметы.

Сначала Галилей смотрел в свою рисуют трубу на далекие башни и колокольни, на корабли, на море, вообще на земные предметы. Но затем, очевидно еще в конце 1609 года, он направил свою трубу на небо и прежде всего на Луну. Именно тогда Галилей и сделал свое первое астрономическое открытие: он открыл, горы и горные цепи на Луне. Это действительно роднило Луну с Землею.

Галилей открыл, однако, не только горы на Луне. Он заметил, что темноватые пятна на Луне имеют определенные очертания и что края их напоминают берега, а сами пятна похожи на моря. Увлеченный открывшейся ему захватывающей картиной, глубоко убежденный в правоте учения Коперника о Земле как о небесном теле, Галилей твердо решил, что в темных пятнах он видит именно моря на поверхности Луны и что, таким образом, Луна в точности напоминает Землю.

Сохранились рисунки Луны, сделанные Галилеем; один из них ( 22) приводится здесь. Рисунки эти показывают, что в свою самодельную трубу Галилей мог разглядывать лунные горы и «моря» не очень хорошо. И все-таки он не только зарисовывал лунные горы, но и придумал способ измерить их высоту. Сделав соответствующие вычисления, он нашел, что некоторые лунные горы будто бы даже превосходят своей высотой земные горы.

Измерения высоты лунных гор Галилей мог сделать, конечно, только по длине отбрасываемых ими теней. Именно тени, тянущиеся в сторону, противоположную той, откуда светит Солнце, характерно подчеркивают рельеф лунной поверхности. На  23 показаны тени, тянущиеся от людей и земных предметов при наблюдении этой картины сверху. Точно таким жз образом с Земли видны и тени от неровностей на Луне.

Конечно, тень тем длиннее, чем выше предмет, ее отбрасывающий. Уже одно это давало Галилею возможность определить, какие горы поднимаются выше, какие ниже. Учитывая же высоту Солнца над данным местом Луны (соответственно фазе Луны), Галилей мог произвести свои вычисления высоты лунных гор.

 Чтобы в самом общем виде представить себе принцип измерения высоты предмета по тени, им отбрасываемой, приведем один пример: в тот момент, когда Солнце находится над горизонтом на высоте 45°, что соответствует середине расстояния от горизонта до зенита, тени в точности равны высоте предметов, их отбрасывающих. Руководствуясь даже одним этим правилом, можно определить высоту той или иной горы на Луне (конечно, зная при этом размер лунного диска).

Лучшая из труб, с которыми Галилей производил исследования лунной поверхности, давала увеличение раз в тридцать. Стекла, которые в нее были вставлены, были плохого качества. Все же эта труба позволила Галилею открыть совершенно неведомый дотоле лунный мир. Но. из-за несовершенства трубы Галилей впал в некоторое заблуждение: до конца своей жизни он полагал, что лунный мир полностью похож на земной, что там имеются вода и воздух. Мы увидим дальше, что в этом Галилей ошибся.

В 1610 г. вышла небольшая книга Галилея «Звездный Вестник». В этой книге было подробно описано то, что Галилей видел на поверхности Луны. Был там помещен и приведенный нами рисунок Луны.

Почти одновременно с Галилеем начали наблюдения небесных светил в телескопы еще некоторые астрономы. Они также видели на Луне горы, горные цепи и моря. Наблюдатели старались составить карту Луны на основании своих наблюдений в телескопы. Подобие

такой карты составил ван-Лангрен. Но сравнительно правильную карту Луны ( 24) дал астроном Гевелий только в середине XVII толетия. Этот аккуратный наблюдатель и хороший чертежник л был, кроме того, хорошим гравером. Он сам гравировал для печати составленные им лунные карты.

В 1647 г. Гевелий издал свою «Селенографию». Это слова означает «описание лунной поверхности»; оно происходит от древне-греческого слова «селенэ» — Луна и «графо» — гшшу. Таким же образом слово география означает «описание Земли». К этому солидному сочинению приложены были первые лунные карты. Очертания лунных «морей» и других крупных деталей лунной поверхности переданы на картах Гевелия довольно верно. Эти карты Гевелия были маленькие: они имели только 27 сантиметров в поперечнике.

Различные образования на лунной поверхности Гевелий назвал земными географическими наименованиями, следуя в этом отношении примеру Галилея. Галилей первый дал названия двум открытым им на Луне горным цепям. Это — знаменитые Альпы и Апеннины на Луне.

Несколько более подробную карту Луны опубликовал итальянский астроном Риччиоли в 1651 г. Риччиоли сам почти не производил наблюдения. Он, однако, взял на себя весьма нехитрую задачу — дать названия всем выдающимся так или иначе частям лунного ландшафта. Для обозначения отдельных гор он применил имена различных астрономов древнего и нового времени. При этом одну гору он назвал даже своим собственным именем: Риччиоли. К чести его надо отнести то, что эта гора — не самая крупная на Луне. На карте Риччиоли, как и на карте Гевелия, темные пятна названы «морями», меньшие пятна—«озерами»; наконец, полутемные места — «болотами».

Риччиоли явился автором крайне странных названий «морей», как: Океан Бурь, Море Дождей, Море Влажности, Море Облаков. Море Холода, Море Паров, Море Ясности, Море Спокойствия! Море Плодородия, Море Нектара, Море Кризисов. Он отметил несколько заливов, например Залив Радуг, болота Туманов, Гниения и озера Сновидений и Смерти.

Риччиоли совершенно не объясняет, почему он выбрал такие странные названия. Но хуж"е всего то, что именно эти, в сущности нелепые, названия и вошли во всеобщее употребление: они указываются на всех лунных картах.

Галилей и современные ему наблюдатели обладали весьма неважными телескопами. Эти телескопы не могли давать отчетливые, ясные изображения. Получать хорошие изображения стало возможно только с усовершенствованием телескопов.

Вместе с тем Галилей являлся горячим приверженцем идей Коперника. Он в глубочайшем нетерпении желал найти как можно больше подтверждений правильности коперникова учения. Однако подлинные доказательства движения Земли вокруг Солнца и вращения ее вокруг оси, доказательства того, что Земля является небесным телом — планетой, были получены только в XIX столетии.

Галилей открыл в телескоп спутников планеты Юпитера. Он с восторгом увидел здесь как бы уменьшенную копию планетной системы. С радостью обнаружил он наличие фаз Венеры — более близкой к Солнцу планеты. Это убедительно подтверждало, что Венера движется именно вокруг Солнца и имеет темную поверхность, освещаемую Солнцем с разных сторон.

Великий ученый восхищался мыслью о том, что Луна — это мир, во всем подобный Земле, что на ней есть и воздух, и вода, и горы, и моря. Тем более что горы он сам разглядел и в этом не ошибся.

Другой астроном, современник Галилея, — знаменитый Иоганн Кеплер, открывший три основных закона планетных движений, названных его именем, — также был убежден, что на Луне имеются моря. Более осторожно высказывался о темных пятнах Гевелий. Он оговаривался, что не знает, с чем бы лучше сравнить эти пятна.

Хотя на лунных картах и теперь показано 14 морей, занимающих в общем приблизительно половину обращенной к нам поверхности Луны, но все это «моря» без воды: это — равнинные области, низменности среди множества гор, имеющие темновато- серый оттенок и более гладкую поверхность в сравнении с остальной частью поверхности Луны. В некоторых местах они окаймлены горными цепями. Вследствие этого получается нечто подобное морскому берегу.

В пределах «морей» также встречаются горы, заметные выступы и впадины.

 


Источник: http://www.bibliotekar.ru/7-luna/9.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как выйти в Астрал? Мой опыт и несколько способов, как это Урок конкурс по экологии

Как рисуют тени на теле Как рисуют тени на теле Как рисуют тени на теле Как рисуют тени на теле Как рисуют тени на теле Как рисуют тени на теле Как рисуют тени на теле