Проблема отношения к языку и речи

Сочинение

Исходный текст

На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём  мне рассказывала музыка? О чём-то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! 

Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». 

— Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.  

— За что, мальчик?

— За то, что я не сирота.

Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина. 

...Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

                                                                                                                                       ( По В. Астафьеву)

Сочинение 

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора проблема отношения к языку и речи

Вероятно, каждый человек соприкасался с разными формами искусства. Искусство неразлучно идёт с человеком рука об руку.

В тексте В. Астафьев поднимает проблему влияния искусства на человека. Как влияет искусство на человека?

Автор показывает, как в различных жизненных обстоятельствах полонез Огинского пробудил в герое совершенно разные чувства. Этим писатель подводит к мысли, что искусство может воздействовать на человека абсолютно по-разному.

В. Астафьев считает, что искусство может вызвать целый спектр эмоций, чувств, мыслей, оказать влияние на человека.

Я согласен с позицией автора, ярким примером персонажа, занимавшегося искусством, является Шерлок Холмс Артура Конана Дойла. Сыщик играл на скрипке, потому что игра помогала ему думать. Я думаю, что в этом случае музыка не вызывала эмоций, а помогала привести в порядок мысли.

Также, большое действие на человека могут оказать боевые искусства. Испокон веков люди, которые практикуют какой-либо из видов этих искусств, отличаются дисциплинированностью, некоторой философией. Наверное в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин.

Таким образом, хотелось бы сделать вывод: сложно представить человечество без искусства, оно играет довольно важную роль в жизни множества людей. 

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении Итого К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1 К2 Комментарий к проблеме 2 есть 1 К3 Отражение позиции автора 1 есть 1 К4 Своё мнение и его аргументация 3 слабые 0 К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения 2 есть 1 К6 Точность и выразительность речи 2 есть 1 К7 Орфография 3 0 ошибок  3 К8 Пунктуация 3 2 ошибки 2 К9 Соблюдение языковых норм 2 1 ошибка 2 К10 Соблюдение речевых норм 2 0 недочётов 2 К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1 К12 Фактологическая точность 1 есть 1    Всего: 23   16

 

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм 

Найди в сочинении орфографические ошибки. 

Всего: ошибок нет 

 

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: Также, большое действие на человека могут оказать боевые искусства.
Правильно: Также большое действие на человека могут оказать боевые искусства.

Ошибка: Наверное в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин.
Правильно: Наверное, в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин.

Всего: 2 пунктуационные ошибки

 

К9. Соблюдение языковых норм 

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Всего:  нарушений языковых норм нет

 

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего:  нарушений речевых норм нет

 

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

 

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Комментарий, честно говоря, никакой. С одной стороны, целый абзац, с другой – поверхностность суждения. Прочитав комментарий, мы нисколько не приблизились к пониманию того, в чём заключена проблема исходного текста. 

Проблема влияния искусства на жизнь человека. Так автор сочинения сформулировал проблему. А в чём её суть? И ещё: так ли уж различны чувства героя произведения? Мне, к примеру, кажется, что музыка всколыхнула воспоминания, значит, старое впечатление тоже было живо в момент второй встречи с полонезом Огинского.  И ещё, давайте сравним: в первом эпизоде благодаря воздействию музыки и объяснению Васи мальчик обрёл почву под ногами: он понял, что у него тоже есть родина, то есть он осмыслил ситуацию своей жизни по-новому. А во втором эпизоде музыка вновь придала ему силы, но при этом она "звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами".  

Я думаю, что Астафьев писал этот текст, не для того чтобы показать, что одно и то же произведение в разных ситуациях может влиять на человека по-разному, а для того чтобы выразить простую мысль: влияние искусства на человеческие чувства безгранично, оно помогает жить даже в самые сложные периоды жизни, обрести силу в самых сложных ситуациях, какими является сиротство и война.

 

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

 

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Эта часть работы, на мой взгляд, совсем слабая.

Рекомендации:

1. Никогда не объединяйте выражение своей точки зрения и первый аргумент в одно предложение. Казалось бы, какая разница? Но различие есть. Если изложение точки зрения автора сочинения сводится к словам: "Я согласен с позицией автора", то глупо ждать за это целого балла. Для простоты представьте себе, что максимально возможные 3 балла за К4 распределяются так: 

— изложение собственной точки зрения – 1 балл,

— аргумент №1 – 1 балл,

— аргумент №2 – 1 балл.

Если это осознать, то станет ясно, что требуется не отписка, не штамп, а внятное изложение своей точки зрения. При этом, когда вы её излагаете, нужно уже подобрать аргументы и продумать, как вы их свяжете со всем предшествующим изложением, как введёте в текст.

Аргумент №1. Этот аргумент, на мой взгляд, не работает на вашу тему и аргументом при анализе исследуемой проблемы не является. Да, Шерлок Холмс играл на скрипке. Но это не пример яркого воздействия искусства на душу человека. Скорее, я думаю, наоборот, музыка для него – это лишь некий штрих к образу, внешний знак, бытовая деталь: поэтому нигде серьёзно не говорится о его музыкальной одарённости или о воздействии музыки на его личность.

Аргумент №2. Да, боевые искусства называют искусствами. Но никто не включает их в классификации родов искусства. Этот пример другой природы. То, что вы о боевых искусствах пишете, верно, но к пониманию и интерпретации проблемы исходного текста ваш комментарий отношения не имеет.

Внимание:

Страдает не только К4, но и К5. См. комментарий ниже.

 

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

 

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки? 

Фактологическая точность соблюдена.

 

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Работа не может претендовать на 2 балла в отношении К5, поскольку она не является целостной: аргументация уводит в сторону от проблематики исходного текста. Получается, что автору не удалось воплотить целостного замысла.

 

К6. Точность и выразительность речи

Оцени точность и выразительность речи.

В работе много неоправданных повторов, что снижает впечатление о точности и выразительности речи. Есть и неудачные формулировки. Например:
Люди (...) отличаются дисциплинированностью, некоторой философией.

 

При благоприятном стечении обстоятельств работа может получить и оценку повыше. Например, при менее строгой проверке могут поставить 17 или даже 18 баллов. 

— Понравилась статья?:)
Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/756


Закрыть ... [X]

Учительский портал - международное сообщество Причёска как вирус

Проблема отношения к языку и речи Проблема отношения к языку и речи Проблема отношения к языку и речи Проблема отношения к языку и речи Проблема отношения к языку и речи Проблема отношения к языку и речи Проблема отношения к языку и речи