Славянские одежды для девочек
Эта страница посвящена мифологическому существу. О других значениях см. Русалка (значения).
Эта статья включает описание термина «славянская русалка»; о «хвостатой» европейской русалке см. Морская дева.

Русалка — персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских[1]. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды[2].
Содержание
Согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, слово русалка позднего происхождения, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии[3] (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»[6]). В то же время историк-антиковед Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования персонажей древнеримской мифологии восточными славянами[7]. По мнению мифолога Е. Е. Левкиевской, мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности[8].
Некоторые исследователи XIX века считали, что термин произошёл от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса и др.[4] Или от растения «росен» (болгар. ясенец белый), игравшего роль в обряде русалии, однако отмечалось, что это название тоже латинского происхождения[4].
По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо[9][10].
Археолог Б. А. Рыбаков предполагал происхождение от слова «роса»[источник не указан 90 дней].
В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки[11].

По версии Л. Н. Виноградовой — вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин русалка связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии[1].
По мнению В. Я. Проппа — русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни)[12][13].
В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считается, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества, а также те, кто родился или умер на Троицкой неделе[14]. В западном Полесье существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой[15].
В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных (полес.). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки[16].
Среди населения Урала было представление, что русалки есть проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так до пришествия Христа. Живут постоянно под водой, в обществе чертей[17].

Данный раздел содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. Кратко: Раздел слишком раздут, много маловажных деталей
В некоторых местах Украины фольклористы отмечали различие русалок полевых (то же самое, что «полудницы») и лесных («фараонки», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Д. Зеленин, «Русалок нельзя признать определённо духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». По легендам русалок можно встретить в прудах, озёрах и проточных водах[18].
В большей части народных рассказов русалки изображены нагими и без головного убора. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах[17].
Также существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, одежду и пищу, выбирают для себя любовников из их мужчин[17]. Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит»[19].
У восточных славян (а также у саамов) было распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы[20]. Это поверье часто использовали в качестве мотива художники и поэты — например, Шевченко в стихотворении «Утоплена».
В народных сказаниях в качестве гребней русалки использовали рыбьи кости[17]. В Читинской области во второй половине XX столетия был записан рассказ-быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок, «и каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала[21].
Согласно эпосам, другой отличительной особенностью русалок была их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей[22][23].
В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры[24].
По поверьям, русалки питались рыбой и раками, а по ночам забирались в сараи и доили коров[23]. По рассказам крестьян, в XIX веке часто русалок видели среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». Говорили, что в дикой степи они питаются различными травами и ягодами[25]. По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить»[26].[стиль]
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно»[27].
По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола — образ, близкородственный русалке[28].
Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием[16] (см. Морская дева). Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами»[29].
По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе)[30], на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём[31]. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля, только врасплох)[32]. В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги[33].
Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии, Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!»[33], а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки»[21]. В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут[34].

В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями[35], ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили[36][37][38][39], по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняли из леса[40]. В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала, и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь[40]. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку[41].
По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь[42]. Согласно описанию А. С. Пушкина, русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом»[43].
Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово́р от так называемых «приставаний» русалки:
Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать[44].
Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой[45].
Положительные чертыСогласно народным поверьям, несмотря на свой нрав, русалки, могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки спасали тонущего человека от гибели[35]. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут»[46], устраивают свои развлечения ночью. Крестьяне считали, что там, где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай[21].

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом»[47].
По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес»[48].
В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда[49]:
Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.
Подробнее по этой теме см. Русальная неделя.
По народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. Считалось что в «русальную неделю»[50] русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Поэтому с Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего старались приурочить к воскресенью или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей[51].
Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю)[21]. На следующий день (Феврония-русальница) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов[52].
- ↑ 1 2 Виноградова, Русалка, 2009, с. 495.
- ↑ Скуратівський, 1995, с. 149.
- ↑ Фасмер, 1987, с. 520.
- ↑ 1 2 3 Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 48.
- ↑ Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 49.
- ↑ по господствующей теории «римского влияния» Ф. Миклошича[4] и А. Н. Веселовского[5]
- ↑ Златковская, 1978, с. 220.
- ↑ Левкиевская, 2000, с. 394.
- ↑ Черных, 1999, с. 128.
- ↑ Jagić, 1909, с. 626—629.
- ↑ Левкиевская, 2000, с. 234.
- ↑ В. Я. Пропп, «Русские аграрные праздники», стр. 89-90
- ↑ Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родиться обильнее" (С. В. Максимов, Нечистая сила, 102)
- ↑ Виноградова, Русалка, 2009, с. 497.
- ↑ Виноградова, 2009, с. 227.
- ↑ 1 2 Виноградова, Русалка, 2009, с. 496.
- ↑ 1 2 3 4 Зеленин, 1916, с. 162—164, 172, 297, 301.
- ↑ Зеленин, 1916, с. 160, 208.
- ↑ Зеленин, 1916, с. 133.
- ↑ у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
- ↑ 1 2 3 4 Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М: «Правда», 1989, стр.254, 481—484. ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
- ↑ 1 2 Зеленин, 1916, с. 160, 188.
- ↑ Зеленин, 1916, с. 164.
- ↑ Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
- ↑ Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3—4 С. 439—441
- ↑ Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
- ↑ Зеленин Д. К.Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991. — С.419
- ↑ Зеленин, 1916, с. 125.
- ↑ Зеленин, 1916, с. 146.
- ↑ Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
- ↑ Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
- ↑ 1 2 Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139—140
- ↑ Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
- ↑ 1 2 Зеленин, 1916, с. 181.
- ↑ Иванов, 1988.
- ↑ Максимов, 1903.
- ↑ Никифоровский, 1907.
- ↑ Даль, 1980.
- ↑ 1 2 Зеленин, 1916, с. 183.
- ↑ Терещенко, 1848, с. 132.
- ↑ Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
- ↑ Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
- ↑ Шейн, 1893, с. 526.
- ↑ Зеленин, 1916, с. 193.
- ↑ Зеленин, 1916, с. 168.
- ↑ Зеленин, 1995, с. 168.
- ↑ Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. С. 139
- ↑ Некрылова, 1991.
- ↑ Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
- ↑ Зимина.
- ↑ Коринфский, 1901.
- Похороны-свадьба / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 225–228. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Русалка / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 495–501. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Даль В. И. Русалка // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3.
- Зеленин Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913 / Вступ. ст. Н. И. Толстого; сост. А. Л. Топоркова; подготовка текста Т. А. Агапкиной; коммент. Т. А. Агапкиной, Л. Н. Виноградовой и др. — М.: Индрик, 1994. С. 230—298.
- Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. — Пг.: Типография А. В. Орлова, 1916.
- Зимина Т. А. Проводы (похороны) русалок. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано 4 августа 2012 года.
- Златковская Т. Д. Rosalia — русалии? (О происхождении восточнославянских русалий) // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. — М., 1978. — С. 210—226.
- Русалки / Иванов Вяч. Вс. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 390.
- Коринфский А. А. Ярило // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 78—79, 281—282, 297-307, 314.
- Левкиевская Е. Е. Русалки // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 233—256. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
- Максимов С. В. одежды Русалки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 100—107.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Никифоровский Н. Я. Русалки // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 85—89.
- Скуратівський В. Т. Дiдух. — К.: Освiта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
- Сумцов Н. Ф. Русалка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб., 1848. — 233 с.
- Черных П. Я. Русалка // Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 2. — С. 128. — ISBN 5-200-02686-5.
- Русалка // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 520.
- Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края. — СПб., 1893. — Т. 2. Сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминания, пословицы, загадки, приветствия, пожелания, ворожба, проклятия, ругань и проч.. — 715 с.
- Jagić V. Einige Bemerkungen zum 23. Kapitel des Pavlovschen Nomokanons betreffs der Ausdrücke Ρονσάλια – Роусалькы. — Archiv für slaviche Philologie, 1909. — Vol. Bd. 30, H. 4.
- Быкова М. Другие, или Очередное «открытие Америки» // Техника — молодёжи. — ?. — №?. — С. 48—50.
- Власова М. Н. Русалка // Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий. — СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 448—464.
- Горбовский А. По следам нереид, тритонов и русалок // Наука и жизнь. — 2003. — № 9. — С.118—128.
- Пивень М. Русалки / М. Пивень // Юный художник. — 2005. — № 3. — С. 18-19.
- Померанцева Э. В. Русалки в русском фольклоре // Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
- Сизова О. Русалки / О. Сизова // Новый Акрополь. — 2005. — № 2. — С. 10-11.
- Что есть что: Мифы славян: Дет. энцикл. — М.: Слово, 2000. — 47 с.
- Шукер К. Непознанное / К. Шукер; Пер. О. Дробут, Т. Козак. — М., 1998. — С. 19.
- Шутка чероного Лешего: Сказоч. истории о русалках, домовых и прочей нечисти. — СПб.: Библиополис, 2001. — 334 с.
- Я познаю мир: Нечистая сила: Дет. энцикл. — М.: АСТ, 2001. — 287 с.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:
Белорусски. Фото голых белорусок и секс туризм в Беларуси Поздравления с юмором ко дню медицинского работника






